На первый взгляд кажется, что нет ничего проще, чем продать компанию, но ровно до того момента, когда нужно оценить бизнес. Рыночная стоимость в условиях здоровой конкуренции зависит от нескольких факторов, но перед непосредственными расчетами необходимо проанализировать достаточно большой массив информации. Чаще всего для самой операции привлекаются профессиональные оценщики, которые используют комплексный подход. Это позволяет избежать конфликта интересов, ведь стоимость бизнеса должна быть простой и понятной как для собственника, так и для покупателя, а также устраивать все стороны.
Готовое дело покупают для получения прибыли, именно поэтому необходимо оценить стабильность его денежных потоков. Основной критерий при оценке — перспективность бизнеса: сфера деятельности, путь развития, персонал и его квалификация, постоянные клиенты. Но вместе с этим учитываются риски вхождения в отрасль, которые нужно рассчитать. Перед расчетом стоимости проводится проверка правильности и обоснованности документации, наличия лицензий и сертификатов, а также инвентаризация имущества и задолженности, перепись остатков готовой продукции, что сделать легко, если повышать квалификацию с помощью https://stimul.kiev.ua/kursy_buhgalterskie.htm - обучения 1С бухгалтерия.
Есть несколько методов определения цены бизнеса, которые могут использовать собственники или оценщики в зависимости от конкретной ситуации, но лучше их комбинировать, ведь комплексный подход позволяет сделать объективный вывод о перспективах развития и позициях относительно конкурентов.
Самый простой вариант — оценка на основе активов. Оценивается каждый из них отдельно, а общая стоимость просто суммируется. По сути, цена организации состоит из имущества и его износа, но этот метод имеет недостаток — с его помощью сложно оценить нематериальные активы (интеллектуальную собственность, патенты, авторские права, торговы марки и даже деловую репутацию компании). Но он отлично подходит для тех случаев, когда продается не целый бизнес, а только его часть.
При применении метода замещения и анализа рассчитывается, сколько стоить основать подобное предприятие с нуля, а затем сравнить его со стоимостью аналогичного. Цену можно просчитывать по аналогии, ориентируясь на стоимость предприятий в одной отрасли. Это дает возможность установить планку, на которую ориентируются при завышении или снижении стоимости. Но такой сценарий не слишком реален в Украине, поскольку открытой информации о компаниях практически нет, источники только инсайдерские.
Самый конкретный метод — прогнозирование денежного потока: учитываются точка безубыточности, срок окупаемости и финансовое прогнозирование, в чем помогают 1С уроки обучения. Сначала создается карта развития, а средний период для прогноза составляет 12-60 месяцев. Такой способ лучше комбинировать с методом сценариев, чтобы сравнить оптимистичный вариант развития событий с консервативным.
Правильно рассчитав стоимость бизнеса, можно выгодно продать компанию, не потеряв прибыль от продажи.