Практически любая аккумуляторная батарея, устанавливаемая в автомобиле, требует того или иного ухода. Свинцовые батареи, которые в последнее время вытесняются необслуживаемыми аналогами, не исключение. При должном техническом обслуживании срок их эксплуатации увеличивается на 1-2 года, что позволяет экономить на покупке нового устройства. В статье расскажем, как ухаживать за свинцовым АКБ на машину при условии ежедневного использования.
Полезные советы по уходу за аккумулятором для автомобилистов
- Следите за уровнем разряда: он не должен быть ниже 10,2 В.
- Проверяйте уровень электролита. Опытные водители и мастера в автосервисах рекомендуют это делать примерно раз в 10 дней или две недели, однако на практике хватает и проверки раз в сезон. Уровень электролита должен быть на 1-1,5 см выше защитного щитка либо пластин. Если он снизился, обязательно долейте дистиллированную воду.
- Проверяйте состояние аккумулятора раз в три месяца. Сначала вытащите батарею, удалите грязь, пыль, подтеки и следы паров электролита, протрите корпус ветошью. Клеммы и выводные штыри надо зачистить наждачной бумагой (используйте мелкозернистую). Убедитесь, что уровень электролита нормальный, если нет – восполните его. Далее поставьте аккумулятор заряжаться на 10 часов. Как понять, что батарея заряжена? При полном заряде постоянное напряжение выводных штырей не опускается ниже 16 В на протяжении пары-тройки часов, кроме того, заметно выделение газа – водорода. По этой причине заряжать аккумулятор необходимо в проветриваемом помещении, а рядом с ним в это время нельзя готовить еду на газе, подкуривать сигарету и пр. – использование открытого пламени может привести к взрыву. Если вы ездите на машине каждый день, то есть батарея регулярно заряжается от генератора, подзарядку можно не делать, однако контакты все же зачистите.
- Ежегодно после очистки и подзарядки проверяйте плотность электролита. Для этого вам понадобится ареометр – специальный прибор для измерения плотности жидкостей. Значения бывают разными и меняются в зависимости от климата и сезона. В летнее время в теплом климате плотность будет до 1,26 г/см3, в умеренном – 1,28 г/см3, в северных областях – 1,3 г/см3. Зимой ко всем значениям добавьте 0,02. Если полученные значения не совпадают с эталоном, необходимо исправить ситуацию. Для этого купите электролит плотностью 1,4 г/см3 и долейте его в аккумулятор. Оставьте устройство на полчаса и проведите повторные замеры. Чтобы извлечь электролит из батареи, пользуйтесь резиновой грушей либо другим приспособлением, главное, чтобы жидкость не попала на кожу. В противном случае может быть химический ожог.
После ежегодной профилактики специалисты рекомендуют разрядить и зарядить аккумулятор. Для этого с целью разрядки понадобится ток, равный 1/12 емкости, чтобы на выводных штырях напряжение было 7,2 В. После этого поставьте батарею на зарядку на 10 часов, ток должен равняться 1/10 емкости устройства. По прошествии времени замерьте напряжение на выводных штырях: оно должно оставаться на уровне 16,2 В на протяжении 2-3 часов, как и при обычной зарядке.
После всех профилактических мероприятий, когда вы возвращаете батарею обратно под капот автомобиля, подготовьте кольца небольшой толщины из фетра либо войлока. Пропитайте их моторным маслом и наденьте на выводные штыри. Место стыка штырей и клемм желательно обработать техническим вазелином. Оба действия позволят снизить окисление, тем самым продлив срок службы аккумулятора.
Однако ни один механизм не вечный, поэтому всегда приходит момент, когда батарея вырабатывает свой ресурс. В таком случае единственное решение – покупка нового аккумулятора. Выбрать его поможет консультант магазина, где делаете заказ. Самый простой способ – купить такой аккумулятор на автомобиль, который стоял раньше, так точно не ошибетесь с размерами и другими характеристиками. Если хотите поставить аккумулятор другого типа, придется вникать в технические нюансы: рассчитывать емкость, выбирать расположение клемм и пр.