В одном лице христиане видели Бога, Сына, Логос, который не имеет ни начала дней, ни конца жизни, и человека, с вполне определенной этнической принадлежностью, возрастом и физическими приметами, который родился и в конечном итоге был умерщвлен. И на второй план отходит то обстоятельство, что рожден он был от непорочного зачатия, и за смертью последовало воскрешение.
В исламе также был свой Христос. Это Иса, один из пророков, который предшествовал Мохаммеду.
Если говорить с позиции секулярной исторической науки, то Иисус Христос был религиозным деятелем первой половины I столетия до н.э., который действовал в иудейской среде. С деятельностью его учеников и связывают зарождение христианства. В его историчности не приходится сомневаться, несмотря на активные попытки околонаучных деятелей начала прошлого столетия убедить общество в обратном. Родился Иисус Христос примерно до 4 года до н.э. (точка отсчета от Рождества Христова, которая была предложена в 6 столетии, не может быть выведена из текстов Евангелия и даже противоречит им, потому как находится после даты смерти царя Ирода). Со временем Иисус начал проповедовать в Галилее, а затем и в других палестинских землях, за что и был казнен римскими властями примерно в 30 году н.э.
В ранних внехристианских источниках практически не сохранилось никакой информации о личности Иисуса Христа. О нем можно найти упоминания у Иосифа Флавия, еврейского историка 1 столетия н.э. В частности, в его работах говорится о неком мудром человеке, которого звали Иисусом. Он вел достойный образ жизни и был известен своей добродетелью. Многие иудеи и люди других народов стали его учениками. Пилат приговорил Иисуса к смерти через распятие, однако его ученики не отреклись от его учения, а также рассказали о том, что их учитель воскрес и через три дня явился им. В текстах Флавия также говорится о том, что его считали Мессией, о котором предсказывали пророки.
В то же время, у Флавия упоминается другой Иисус, по прозвищу Христос, родственник побитого камнями Иакова (согласно христианской традиции, Иаков был Братом Господним).
В Талмуде Древнего Вавилона есть упоминания о некоем Йешу га-Ноцри или Иисусе Назарянине, человеке, творившем чудеса и знамения и сбивавшем с пути Израиль. За это он и был казнен накануне Пасхи. В то же время, необходимо отметить, что запись Талмуба была произведена на несколько столетий позже составления Евангелий.
Если говорить о христианской традиции, то в ее канон вошло 4 евангелия, которые возникли спустя несколько десятков лет после распятия и воскрешения. Помимо этих книг параллельно существовали и другие повествования, которые, к сожалению, до наших дней не сохранились. Из самого названия Евангелия проистекает, что это не просто тексты, в которых рассказывается об определенных событиях. Это некая «весть» с определенным религиозным смыслом. В то же время, религиозная ориентация Евангелий ни в коем случае не исключает правдивой и точной фиксации фактов, которые иногда очень непросто уложить в схемы благочестивой мысли того периода. Так, к примеру, можно упомянуть рассказ о безумии Христа, которая распространялась между близкими ему людьми, а также о взаимоотношениях между Христом и Иоанном Крестителем, которые толковались как превосходство Крестителя и неверность ученика-Христа. Можно упомянуть и истории об осуждении Иисуса Христа римской властью и религиозными авторитетами его народа, а также о смерти на кресте, которая вызывала настоящий ужас. Повествование в Евангелиях гораздо менее стилизовано по сравнению с большинством житий святых, написанных в Средние века, в историчности которых не приходится сомневаться. В то же время, Евангелие очень сильно отличается от апокрифов, которые появились в поздние века, и в которых разрабатывались эффектные сюжеты творения чудес Иисусом в детские годы, или живописные детали казни Христа.
Авторы Евангелий основной упор делают на рассказах последнем периоде жизни Иисуса Христа, связанном с его публичными выступлениями. Евангелия от Иоанна (Апокалипсис) и от Марка начинаются с момента прихода Христа к Иоанну Крестителю, Евангелия от Марка и от Матфея, кроме того, добавляют рассказы о рождении и детстве Иисуса, а сюжеты, связанные с временным отрезком от 12 до 30 лет, полностью отсутствуют.
Евангельские рассказы начинаются с того, что рождение Иисуса Христа предсказывает архангел Гавриил, который явился Деве Марии в Назарете и возвестил, что у не родится сын от чудесного зачатия от Святого Духа. Эта же тайна была рассказана Иосифу Обручнику другим ангелом. Позже Иосиф стал усыновителем будущего ребенка. Согласно пророчествам Ветхого Завета, Мессия должен родиться в иудейском городе Давида Вифлееме.
Причиной, которая заставила Марию и Иосифа отправиться в путешествие, стало объявление переписи населения римскими властями. Согласно правилам переписи, каждый человек должен был записаться по месту исконного проживания рода.
В Вифлееме и родился Иисус, в хлеву, поскольку мест в гостинице не было. После того, как Ирод узнал а пророчествах и приказал уничтожить всех младенцев, которые родились в Вифлееме, Мария и Иосиф забрали ребенка и бежали с ним в Египет, где находились до момента смерти Ирода. Затем были годы, проведенные а Назарете, но о них мало что известно. В Евангелиях сообщается о том, что Иисус выучился ремеслу плотника и что в момент достижения им религиозного иудейского совершеннолетия мальчик исчез во время семейного паломничества в Иерусалим. Его нашли в одном из Иерусалимских храмов, в окружении учителей, которые были очень удивлены ответам мальчика и его уму.
Затем в евангельских текстах следует рассказ о первой проповеди. Перед выходом Иисус отправился к Иоанну Крестителю и принял от него крещение, после чего ушел на 40 дней в пустыню для того, чтобы выдержать духовное противостояние с дьяволом и воздержаться от пищи. И только после этого Иисус решился выступить с проповедью. На тот момент Христу было примерно 30 лет – весьма символичное число, обозначающее совершенную зрелость. В это время у него появились и первые ученики, которые до этого были рыбаками Тивериадского озера. Вместе они ходили по Палестине, проповедовали и творили чудеса.
Необходимо отметить, что постоянным мотивом евангельских текстов являются постоянные столкновения с иудейскими церковными деятелями из числа противоборствующих религиозных течений саддукеев и фарисеев. Эти столкновения были спровоцированы постоянными нарушениями Христом формальных табу религиозной практики: он исцелял в субботу, общался с ритуально нечистыми лицами и грешниками. Большой интерес вызывает вопрос его отношения к третьему направлению в иудаизме того времени – ессейству. Сам термин «ессейство» в Евангелиях не встречается. В связи с этим некоторые специалисты высказали гипотезу о том, что обозначение «прокаженный», которое было дано Симону из Вифании, не соответствует по смыслу с ритуальным запретом прокаженным проживать рядом со здоровыми людьми в городах или общаться с ними. Это, скорее, искажение слова, обозначавшего «ессея».
Сам наставник в иудейском контексте воспринимается не иначе, как «рабби» (учитель). Христа так называют, к нему так обращаются. И в евангельских текстах он показан именно учащим: с пристройках иерусалимского храма, в синагогах, проще говоря, в традиционной обстановки деятельности рабби. Отсюда немного выбиваются его проповеди в пустынях где его поведение больше напоминает поведение пророка. Другие учителя общаются с Христом как со своим конкурентом и коллегой. В то же время, Иисус Христос представляет собой совершенно особый случай, потому как учил, не имея соответствующего образования. Как он сам говорил – как имеющий власть, а не как фарисеи и книжники.
В своих проповедях Иисус Христос акцентировал внимание на необходимости самоотверженной готовности отказаться т социальных преимуществ и выгод, от обеспеченности в пользу духовной жизни. Христос собственной жизнью странствующего проповедника, который не имел, где преклонить голову, подавал пример подобного самоотречения. Еще одним мотивом проповедей была обязанность любить своих гонителей и врагов.
Накануне иудейской Пасхи Иисус Христос приблизился к Иерусалиму и торжественно въехал в город на ослице, что являлось символом миролюбия и кротости. Он принимал приветствия от людей, которые обращались к нему как к мессианскому царю с ритуальными возгласами. Кроме того, Христос изгнал из иерусалимского храма торговцев жертвенными животными и менял.
Старейшины иудейского синедриона решили предать Иисуса суду, поскольку увидели в нем опасного проповедника, который находился за пределами системы школ, вождя, который мог поссорить их с римлянами, нарушителя обрядовой дисциплины. После этого учителя выдали на казнь римским властям.
Однако перед этим Иисус вместе с учениками-апостолами совершил тайную пасхальную трапезу, больше известную, как Тайная Вечеря, во время которой предсказал, что дин из апостолов его предаст.
Ночь он провел в Гефсиманском саду в молитве, и обратился к трем самым избранным апостолам не спать вместе с ним и молиться. А посреди ночи пришли стражники и отвели его на суд синедриона. На суде Христу внесли предварительный смертный приговор и утром отвели к римскому прокуратору Понтию Пилату. Христа ждала участь бесправных: сначала его бичевали, после чего распяли на кресте.
Когда же через несколько дней женщины из окружения Христа пришли к саркофагу, чтобы в последний раз омыть тело и умастить его благовониями, склеп оказался пуст, а ангел который сидел на краю, сказал, что Христос воскрес, и ученики увидят его в Галилее.
Некоторые евангельские тексты дают описание явления Иисуса Христа ученикам, которое завершилось вознесением на небо, однако само воскрешение описано только в апокрифических текстах.
Необходимо отметить, что образ Христа в культуре христианских народов имел большой спектр интерпретаций, которые образовали в конечном итоге сложное единство. В его образе слились воедино аскетизм, отрешенная царственность, тонкость ума, идеал радостной нищеты. И не так уж и важно, был ли Иисус Христос реально существовавшим в прошлом человеком, или это образ вымышленный, гораздо важнее, кем он стал для миллионов людей по всему миру. Это образ страдающей человечности, идеал жизни, к которому стоит стремиться или хотя бы попытаться осмыслить и понять.