Однажды в Торезе
Кропачев Виталий Валерьевич родился 4 октября 1973 года в Торезе. Этим единственным фактом его открытая биография и ограничивается, так что становление и житие человека, которого до 2014 года величали «хозяином Тореза», остались для украинцев закрытыми и недоступными. Наверняка о нем могли бы рассказать немало интересного его земляки, однако Торез сейчас находится под властью сепаратистов и в полной информационной блокаде. Тем не менее, велика земля украинская, и много по ней ходит разных интересных слухов и фактов. А еще кое-что сохранилось на старых, еще доступных интернет-ресурсах.Итак, скрыв от народа свою прежнюю жизнь, Виталий Кропачев начал новую с лета 2014 года – заявив о себе как об украинском патриоте Донбасса, за что он якобы и пострадал. Действительно, в СМИ о нем постоянно пишут, что Кропачев был одним из немногих бизнесменов Донбасса с «проукраинской позицией», и за это сепаратисты разгромили его офисы, а потом отобрали его бизнес. Что ж, насчет разгрома офиса – это факт, чистая правда. Лишили его и кресла директора Торезского завода наплавочных твердых сплавов, которым Кропачев распоряжался фактически как личной собственностью, кладя прибыль в свои карманы.
Под вопросом судьба его двух предприятий «Снежноепогрузтранс» и «Торезпогрузтранс», занимавшихся перевозками угля: фактически это были компании-посредники, работавшие с арендованным транспортом, и владевшие лишь своими офисами да налаженными схемами. То есть с материальной точки зрения там и отбирать было нечего, и этот бизнес у него не столько отобрали, сколько просто похерили – теперь перевозками занимаются другие фирмы других людей. Однако этот бизнес приносил Кропачеву стабильной и огромный доход, и с этой позиции он действительно потерял многое. Впрочем, войдя в угольный бизнес «семьи» Порошенко, он создал новые схемы, компенсировав свои утраты.
А вот о других своих потерях Кропачев почему-то помалкивает: например, о шахтах-копанках (или как говорят в Торезе «дырках»), на которых он годами делал большие деньги – в том числе и развозя их уголь по предприятиям Ахметова. Или о недвижимости в Торезе, с которой и началась та скандальная история, приведшая Кропачева на «проукраинские позиции».
Руслан Абальмаз-Онищенко до 2014 года
Но для начала отправимся в 2004 год, когда СМИ сообщили о шокирующем происшествии: участковый милиционер Тореза Вадим Стороженко обратился к премьер-министру с мольбой о помощи и защите от местной мафии, которая устроила расправу над его семьей. В опубликованном письме Стороженко называл имена тех, кто держал в своих руках Торез и правил им, ввергая в страх его жителей: криминальные авторитеты «Черкес» (Виталий Черкасов) и «Корней» (Александр Корниенко), начальник ОБОП Семикопытный, помощник прокурора Чуприна, криминальный бизнесмен Владимир Марков и его личный «Малюта Скуратов», с большим энтузиазмом истязавший людей, Руслан Абальмаз – бывший работник МВД, отсидевший за рэкет 7 лет. Через несколько лет Абальмаз тоже обновит свою биографию: взяв фамилию супруги и став Русланом Онищенко. Да-да, тем самым!
Так вот, в «нулевых» торезскими «копанками» занимались несколько ОПГ, и в том числе группировка, в которую входил Владимир Марков (владелец ЧП «Марков»). Он был «приблатненым комерцом», занимавшимся реализацией добытого угля и вложениями прибыли. Среди работавшим с ним помощников стоит особо выделить двух личностей. Первый — это Руслан Абальмаз, который ездил от «дырки» к «дырке» на своем огромном внедорожнике и «присматривал за порядком». В его обязанности входило и запугивание семей погибших копателей – чтобы не поднимали шум и помалкивали в тряпочку. рассказывали, что в одной из «копанок» задохнулись трое рабочих — так Абальмаз велел достать их тела и выбросить в посадку, и немедленно продолжить работу. А вот вторым был коммерческий помощник Маркова, молодой и предприимчивый Виталий Кропачев – занимавшийся, в частности, развозом добытого угля. Именно из тех «копанок» и вырос его логистический бизнес.
Артур Лихолит
Теперь переместимся в 2011 год, когда в СМИ появилось одно из ранних, сохранившихся до сих пор упоминаний о Виталии Кропачеве. Поздно вечером 16 октября того года в Торезе некий пьяный дурак устроил в центре города виражи на ВАЗ-21-099, едва не сбив прогуливавших там жену и ребенка Кропачева. Разгневанный глава семейства появился уже через 2 минуты (благо BMW X6 ездит быстро), и вместе с двумя охранниками начал бить глупого лихача, причем ногами. Еще через 3 минуты к месту происшествия прибыл наряд милиции вместе с начальником Торезского ГО УМВД Артуром Лихолитом – которые лишь весело смеялись, глядя как, Кропачев избивает человека (пусть и нарушителя ПДД). Лишь когда Кропачев устал, бедолагу упаковали в «бобик» и отвезли в отделение – где ему наверняка еще добавили.
Лихолит лично примчался к месту происшествия, бросив свой вечерний отдых, потому, что являлся другом и деловым партнером Кропачева. А сблизились они благодаря тому же Маркову. У того в приятелях ходил начальник ОБЭП Игорь Загородний, который затем в 2007-2009 возглавлял ГО УМВД Тореза – и сделавший Лихолита своим замом. Уже тогда между Лихолитом и Кропачевым существовали близкие отношения и некий теневой бизнес.
Кстати, незадолго до происшествия с пьяным водителем, Лихолит «отметился» в скандальном деле председателя Торезкого городского суда Александра Пушнова, который на своем джипе (и тоже пьяный) насмерть сбил студентку Алину Лихтанскую. Судью, разумеется, никто не стал бить – напротив, вся торезская мафия бросилась его защищать. А Лихолит быстро организовал подставного водителя, якобы сидевшего за рулем судейского джипа – некого Василия Гладуняка.
Ну а сам Виталий Кропачев в 2011 году был уже не просто «тенью» Маркова, а его деловым партнером, депутатом областного совета, затем главой городской организации Партии Регионов. Помимо угольного бизнеса, Кропачев прибрал к рукам и Торезский завод наплавочных твердых сплавов: госпредприятие сначала обанкротили, потом на него пришла управляющая компания, и Кропачев стал директором завода. Но был ли это личный бизнес Кропачева, или же корпоративный бизнес его, Маркова, Лихолита и других членов торезской мафии, остается пока неизвестным. Однако источники SKELET-info утверждали, что к 2014 году Кропачев был поставлен этой мафией «смотрящим» за Торезом, которому поручили решать все вопросы. И вот один из таких вопросов он решил неправильно.
Это была история с МАФами, выросшими на территории вокруг городского автовокзала. Потом эта территория перешла из ведомства Минтранса в коммунальную собственность, а горсовет передал её ООО «Скиф-Сервис» предпринимателя Александра Кострюкова – который начал войну за землю с владельцами кафешек и магазинчиков. Война эта обострилась в 2012 году, когда Борис Колесников пообещал построить в Торезе ледовую арену. Подходящее место для строительства находилось в собственности ООО «Скиф-Сервис», но в долю захотел войти Виталий Кропачев, предложивший Кострюкову сделку: тот уступает ему права (частично или полностью) на участок под арену, а Кропачев и «отцы города» разрешат Кострюкову выжить с привокзальной площади МАФы. И началось великое противостояние, сопровождавшееся поджогами, возведением заборов, акциями протеста и сносом заборов, набегами «титушек» из числа спортсменов-боксеров. При этом Кропачев публично выступил с позицией «МАФы оформлены незаконно, суд на стороне Кострюкова, городские власти не причем».
[media=https://youtu.be/pflUlvvGktM]
Своего апогея эти протесты достигли в феврале-марте 2014 года, когда устраивавшие их торезские предприниматели вдохновились киевским Евромайданом – что и напугало торезскую мафию. Виталий Кропачев пытался выступать с призывами «не раскачивать», «сохранить стабильность», «не допустить» и т.д. Но его уже мало кто слушал, поскольку всесильная Партия Регионов потерzла свою власть, а клан «донецких» рассыпался на глазах. Наступало время больших перемен.
Сергей Варис, для Новости без Границ