Вчера Леонид Кравчук сделал прогноз на 2021 год относительно того, как будет продвигаться переговорный процесс в "нормандском" формате. Прогноз негативный: по словам экс-президента, предпосылок для встречи лидеров "Нормандской четверки" в следующем году нет.
И с этим сложно не согласиться, поскольку только слепой не видит того, что мирный процесс зашел в тупик. Однако сложно согласиться с теми аргументами, которыми глава украинской делегации в Минске подкрепляет свои аргументы.
По словам Леонида Макаровича, переговорный процесс находится в тупике, поскольку Россия отказывается от любых встреч по причине невыполнения заданий последней встречи "Нормандской четверки", состоявшейся в Париже год назад. И из этого следует вывод: процесс сдвинется с мертвой точки только в том случае, если Москва изменит свою позицию.
Леонид Кравчук обычно славится тем, что всегда может найти словесную конструкцию, которая полностью оправдывает его позицию. Но в данном случае он не может не понимать, что в его заявлении заложен парадокс, которого, похоже, избежать не получается.
Ведь прежде чем говорить о необходимости изменения позиции Москвы, нужно разобраться с теми претензиями, которые она выдвигает. То есть с вопросом о выполнении обязательств, взятых в Париже.
Парижская декларация лидеров "Нормандской четверки" – это официальный документ, под которым стоят подписи Владимира Зеленского, Эммануэля Макрона, Ангелы Меркель и Владимира Путина. Все они, подписавшись, обязались выполнить все, что там написано. И если кто-то свои обязательства не выполнил, то он и виновен в том, что процесс находится в тупике.
Россия обвиняет в невыполнении обязательств Зеленского, что признает и Кравчук. Но каков ответ на это украинской стороны? Может, Леонид Макарович заявил, что Кремль врет насчет невыполнения, и поэтому его надо наказать?
Но в том-то и дело, что ни одного опровержения с украинской стороны не последовало. Вообще, нынешняя позиция украинской власти выглядит так: нас не устраивает то, что записано в Минских соглашениях (и что подписал Зеленский в Париже), поэтому эти соглашения надо изменить. А если Москва не хочет их изменить, то на нее надо наложить санкции.
Если отбросить всю эту сложную конструкцию, то в сухом остатке мы имеем один факт: украинская власть действительно не выполнила то, что было подписано в Париже. Так кто же виноват в том, что мирный процесс находится в тупике? И кого надо обложить санкциями?