По итогам прошлого года доля железной дороги в перевозки грузов, которые отправляются на экспорт через морские порты, составила около 80%. Основным узким горлышком в логистической цепочке являются припортовые железнодорожные станции и несоответствие их пропускной способности терминальным мощностям.
Почему так сложилось и как частные инвесторы, такие как "Евротерминал" пытаются решить эту проблему?
В советские времена, когда железнодорожная инфраструктура только строилась, львиная доля грузов в портах приходилась на импорт. Однако со временем потребности изменились и сейчас Украина считается экспортоориентированной страной, в большей степени за счет торговли зерном и металлом. Припортовая инфраструктура к таким изменениям оказалась не готовой, из-за чего на железной дороге резко увеличились объемы сортировочной и маневровой работы по подборке и расстановке вагонов на многочисленных фронтах. В результате перерабатывающая способность железнодорожных станций на сегодня ниже, чем самих портов. Особенно резко это отразилось на Одесском порту. "Несоответствие пропускной способности припортовой инфраструктуры перевалочным мощностям морских портов приводит к ухудшению показателей использования подвижного состава и увеличению себестоимости железнодорожных перевозок", - отмечает генеральный директор компании "Евротерминал" Александр Эйсмонт.
Второй фактор, который привел к такой диспропорции - активное вливание капитала в портовый бизнес со стороны частных инвесторов. В результате этого, портовые мощности за последнее десятилетие шагнули далеко вперед, как по объемам, так и технологичности. На этом фоне "Укрзализныця", которая является государственной компанией, не успевает за бизнесом. По словам руководителя "Евротерминала" основными статьями капинвестиций являются вагоны и локомотивы, инфраструктура же финансируется по остаточному принципу. Хотя, новое руководство "Укрзализныци" в лице директора по коммерческой работе и логистике "Укрзализныци" Ираклий Эзугбая заявило о том, что в этом году в планах компании развивать припортовую инфраструктуру станций и подъездных путей за счет собственных средств.
Несмотря на это компания "Евротерминал" приняла решение инвестировать в развитие припортовой железнодорожной инфраструктуры. Новая ветка, которая соединила станцию "Одесса-Пересыпь" с "Сухим портом" будет принимать около 1 млн т грузов в год различной номенклатуры, что существенно улучшит работу как самого терминала, так и Одесского порта и сможет частично выровнять дисбаланс между пропускной способностью припортовой железнодорожной инфраструктуры и мощностей стивидорных компаний Одесского порта.