Законопроект Владимира Зеленского о борьбе с олигархами приятно пощекотал классовую ненависть. Эдакое: "Бей буржуев!" А не можешь бить – вывешивай на стену позора и швыряй гнилыми помидорами. Им будет не больно, но обидно. К этому, по большому счету, и сводится основной смысл документа, который сейчас горячо обсуждают.
Имя, фамилия, чем провинился…
Квинтэссенцией законопроекта является реестр, куда по решению СНБО будут вносить "лиц, которые имеют значительный экономический или политический вес в общественной жизни". Этаких, скажете, у нас пруд пруди – от министра экономики до самого президента. Так вот для понимания, что это не хорошие люди, а плохие, авторы документа объяснили в скобочках: олигархов.
Сам реестр действительно смахивает на "доску позора" времен Союза: имя, фамилия, отчество, чем провинился. Только не на бумаге, а в электронном виде и без фотографий. Решать, кого "вешать", а кого нет, тоже будут коллегиально. Только не на профсоюзном собрании, а на заседании Совета по национальной безопасности и обороне.
Ну а если без шуток, то в законопроекте есть критерии для определения олигархов. Это участие в политике, влияние на СМИ, монопольное положение на общегосударственном товарном рынке и активы на миллион прожиточных минимумов (сейчас 2 млрд 270 млн гривен, или порядка $84 тыс.). Соответствуешь минимум трем признакам – уже кандидат в реестр.
- Законопроект для олигархов вышел не очень приятным, но и не смертельным, - считает управляющий партнер адвокатского объединения Legal Strategy Иван Холондович. - Очевидно, что усиливается влияние СНБО, который будет определять, кто олигарх, а кто нет. Причем по достаточно размытым критериям. Как оценивать активы и определять их реального бенефициара? Ведь обычно они разбросаны по разным лицам. Как определить - значительное влияние на СМИ или не значительное? То есть остается место для очень субъективной оценки, которую можно оспаривать в суде, поскольку нет четких юридических конструкций.
Юрист также отмечает, что законопроект представляет риски не только для "главных олигархов" страны, но и для менее очевидных кандидатов из числа крупных бизнесменов. Их могут включить или не включить в реестр, насчитав соответствующую сумму активов.
Опять коллективная ответственность
Людей, живущих на один прожиточный минимум, мы вынуждены разочаровать. "Буржуев" не будут раскулачивать и раздавать их богатства бедным. И даже не отберут средства массовой информации, через которые олигархи нервируют власть.
Им запретят финансировать политические партии, покупать государственные объекты в ходе большой приватизации и обяжут выкладывать в открытый доступ (чтобы мы хоть посмотрели, где деньги лежат) декларации наравне с чиновниками.
И вот может так получиться, что мы наступим на те же грабли, что и с законом о люстрации.
- Снова получается принцип коллективной ответственности, - говорит политолог Алексей Якубин. – Выделяется некая группа людей, не важно, какие они, на них возлагается юридически не подтвержденная вина. И непонятно за что. Эту группу ставят в особые условия отчетности, ведь олигарх - не госслужащий, а другие украинцы декларированию не подлежат. И лишают ряда гражданских прав без решения суда.
То есть если участникам "черного списка" не лень будет судиться, они проиграют в отечественных инстанциях, но выиграют в Европейском суде по правам человека. Ибо ЕСПЧ плевать, какие мы принимаем законы, он читает свою Конвенцию о правах. И для него олигарх, не поверите, это тоже человек.
Все украдено до нас
Ладно, мы ЕСПЧ не первый раз игнорируем. А ежели эти человеко-олигархи будут страдать, так и заплатить из казны не жаль.
- Что касается запрета для олигархов финансировать партии, то они и раньше никогда напрямую этого не делали. Все деньги шли через "тень", поэтому ничего не изменится. Наказать за проблемы с декларациями тоже будет проблемой, так как на практике эта норма, даже против депутатов и чиновников, применяется с большим трудом. Принудительная демонополизация, как мы видим, не предусмотрена. Антимонопольный комитет может только открыть производство против лиц, внесенных в реестр, но этим крупный бизнес точно не испугаешь, - констатирует адвокат Иван Холондович.
Ну хоть заводы-пароходы больше не смогут покупать!..
- Запрет на участие в большой приватизации никак не ударит по олигархам. Большой приватизации уже не будет. Все украдено до нас, - иронизирует финансовый аналитик Алексей Кущ. – Но если они захотят, что-то купить еще, то сделают это через подставных лиц. У нас и раньше так было, когда "чистый", то есть имеющий легальные доходы бизнесмен, покупал объект, которым на самом деле владел человек, который не мог этого делать открыто.
"Не подходите, я чумной"
А теперь представьте, что идет олигарх А. или К. по безлюдной улочке, а навстречу Иван Баканов под руку с Ириной Венедиктовой. Что он должен сделать?
Не угадали! Он должен замахать руками и закричать: "Не подходите, я внесен в реестр!" А если те уже успели сказать "добрый день", то все – получился контакт. И глава СБУ с генпрокурором должны составить об этом декларацию.
И это почти не шутка. В законе есть норма, обязывающая всех высокопоставленных чиновников, их заместителей, министров, народных депутатов, судей и еще море важного народа декларировать свои контакты, в том числе онлайн либо по переписке, с олигархами, если они происходят не в публичных местах. А олигархи перед таким контактом сообщать, что они состоят "черном списке".
Получается, что если в список олигархов попадет Петр Порошенко, который подходит по всем критериям, то общаться с коллегами-депутатами в зале Рады он сможет, а выпить пива на лавочке в Мариинском парке – нет.
- Очевидно, что это сделано, чтобы минимизировать коррупционные связи власть имущих с олигархами. Но еще более очевидно, что такие контакты никогда не происходят напрямую, а всегда через посредников, - говорит бывший сотрудник СБУ в Киевской области Иван Ступак.
Тем временем за недекларирование контактов чиновникам грозят политической и дисциплинарной ответственностью.
- Это звучит смешно, но также предлагается внести изменения в законодательные акты, где такое недекларирование может быть основанием для увольнения. А это уже вполне реальные рычаги влияния на высокопоставленных чиновников, - отмечает юрист Иван Холондович.
С прицелом на медиа
Авторы законопроекта - не звери. Они дают шанс олигархам исправиться. Если он напишет заявление и представит доказательства, что как минимум два критерия вычеркнул из своей жизни, то будет исключен из реестра. Если так решит СНБО.
Особое внимание в законопроекте уделяется продаже олигархам СМИ. И даже есть целая статья, посвященная "безупречной деловой репутации" покупателя масс-медиа. Первая редакция законопроекта вообще содержала запрет для олигархов на владение средствами массовой информации, но журналисты заподозрили желание власти прибрать их к рукам и подняли шум. Получились этакие половинчатые меры.
- Я думаю, что главная цель законопроекта состоит в том, чтобы не побороть олигархат, а создать "других олигархов", которые будут удобны для власти. Те, кто в реестре – олигархи по закону. Те, кого туда не внесли, будут "олигархи в законе", - говорит политолог Алексей Якубин.
Но есть и другое мнение.
- Разработка и внесение в парламент такого законопроекта – это достаточно сильный и хитрый ход, - считает глава Аналитического центра "Политика" Игорь Попов. – Желание Зеленского побороть олигархат однозначно поддерживается и населением Украины, и нашими западными критиками.
Если закон будет принят, отмечает политолог, президент и СНБО получат новый инструмент влияния. А если нет, то это станет подтверждением тезиса, что парламент на стороне олигархов. А Владимир Зеленский – нет, и это скажется на рейтингах.