Россия несколько веков подряд отставала от остальной Европы по показателю ВВП на душу населения, и сегодня этот разрыв сохраняется, говорится в документе, опубликованном 16 марта. «Это подтверждает тезис о стабильном 50-летнем временном лаге между Россией и Западной Европой, выдвинутый бывшим премьер-министром Егором Гайдаром, — подчеркивают авторы доклада. — Без перспективы радикальных структурных реформ, необходимых России, чтобы наверстать упущенное, это отставание в развитии сохранится в обозримом будущем».
Наследие советской эпохи
Многие проблемы, сдерживающие экономическое развитие России, — это наследие советских и даже царских времен, говорится в докладе. Это, в частности, преобладание государственной собственности над частной, бюрократия и повсеместная коррупция.
В 2012 году наиболее значительная доля подконтрольных государству активов — 73 процента — приходилась на транспортный сектор, за которым следовали банковская и нефтяная отрасли с долей госучастия в 49 процентов и 40-45 процентов соответственно, говорилось в обнародованном тогда исследовании банка BNP Paribas. В газовом секторе монополистом неизменно остается «Газпром».
Такая концентрация бизнеса в руках государства препятствует здоровой конкуренции внутри страны и снижает конкурентоспособность России на международной арене, поскольку государственные или контролируемые государством компании, как правило, менее эффективны, чем частные, подчеркнули в EPRS в ответ на запрос DW.
Неинновационная экономика
В EPRS признают, что в последние годы российские власти пытались бороться с этими проблемами, упростив ряд бюрократических процедур, развернув антикоррупционную кампанию и запустив масштабную программу приватизации, призванную сократить долю участия государства в бизнесе. Однако эти инициативы не принесли значительных результатов, отмечено в докладе, подготовленном для европейских парламентариев.
Низкая эффективность реформ привела к тому, что Россия на сегодняшний день серьезно отстает от стран Западной Европы во многих отраслях, за исключением нефтегазового сектора, делают вывод аналитики. Так, по данным Всемирного банка, доля промышленных товаров в российском экспорте в 2013 году составила лишь 17 процентов, в то время как в Германии этот показатель достиг 83 процентов, а в Польше — 77 процентов.
По сравнению с Германией, показатель ВВП на душу населения в России в три раза меньше, констатируют в EPRS. Кроме того, целый ряд других факторов, включая объем расходов на научные исследования, количество зарегистрированных патентов и объем экспорта высокотехнологичной продукции, свидетельствует о том, что экономика в России менее инновационна, чем в Германии и других западных странах, резюмируют эксперты.
«Проклятие и благословение России»
Для того чтобы переломить негативную тенденцию отставания российской экономики, власти должны стремиться к ее большей либерализации, рекомендуют в EPRS. Нужно, в частности, положить конец государственному контролю и протекционизму и нарастить расходы в таких важных для экономического развития сферах, как научно-исследовательская деятельность и образование.
Некоторые попытки экономической модернизации предпринял Дмитрий Медведев, занимавший пост президента с 2008 по 2012 год. Сделав ставку на снижение зависимости от нефтегазового сектора, он продвигал идею создания «умной экономики», основанной на развитии инновационных отраслей. Однако эти реформы оказались достаточно «вялыми», говорится в докладе.
Причина, по мнению EPRS, в том, что российские власти слабо заинтересованы в проведении реформ, поскольку прибыльный нефтегазовый сектор обеспечивает стабильные доходы бюджета.
«Богатые природные ресурсы — это такое же проклятие России, как и благословение, поскольку их наличие тормозит проведение экономических и политических реформ, — подчеркнули в EPRS. — С готовым потоком нефтяных денег России удавалось развивать инфраструктуру и сохранять высокий уровень жизни, но она не становилась при этом конкурентоспособной».
Дело в политической воле
У нынешних властей РФ приверженность начатому курсу на модернизацию сохраняется только на словах, полагают в EPRS. Сразу после начала его третьего президентского срока в 2012 году Владимир Путин поручил правительству провести масштабную приватизацию с выходом государства из капитала компаний несырьевого сектора к 2016 году. Однако реализация этих планов продвигается медленно. У российских властей «слова расходятся с делом», говорится в комментариях EPRS, отправленных в ответ на запрос DW.
Дело в том, что сегодняшняя власть представлена главным образом выходцами из силовых структур, такими, как сам Путин, объясняют в EPRS. Для них экономическое развитие страны вторично по сравнению с контролем над разными сферами жизни, включая экономику, СМИ и гражданское общество. Более того, экономическое развитие, отмечают эксперты, «приносится в жертву все более агрессивной внешней политике».
Таким образом, «при нынешнем руководстве осуществление структурных реформ кажется маловероятным», а значит в обозримом будущем России, скорее всего, не удастся преодолеть разрыв с Западом, прогнозируют аналитики EPRS. Рост цен на нефть и снятие экономических санкций могли бы улучшить экономические перспективы России, но это также означало бы, что у властей будет еще меньше политической воли проводить сложные экономические реформы, отмечают они.