Многие эксперты опасаются, что сейчас идет отсчет до краха фондового рынка в 2016 году. И это будет вовсе не небольшая коррекция, а 50%-ный обвал.
Большинство инвесторов не хотят этого признавать, ожидая продолжения «бычьего» рынка, в пользу которого говорят рекордные максимумы, которых достигают фондовые индексы, новые стартапы и первичные размещения акций.
В 2012-2013 годах удалось избежать обвала рынка благодаря стимулам ФРС и политике дешевых денег.
Марк Халберт уже предупреждал, что «риск на рынке сегодня – выше, чем во времена бума интернет-компаний в 2000.»
Однако, как утверждают экономисты, инвесторам свойственно отрицать риск до тех пор, пока не станет уже поздно, поскольку они не вынесли никаких уроков из крахов рынка в 2008, 2000 или 1929, когда были потеряны триллионы.
2008 год: провал президентской кампании
Как уже предсказывал Джереми Грэнтэм, «ко времени президентских выборов, или вскоре после них, «пузырь» на рынке лопнет, а цены возвратятся к тренду, то есть упадут на более чем 50% с пиковых отметок.»
Это обернется 50%-ным обвалом Dow.
2000 год: иррациональное изобилие, бум интернет-компаний
16 лет назад, в 1999, на Уолл Стрит было горячо. Акции росли. Инвесторы получали невероятную годовую прибыль: 19 ведущих инвестиционных фондов получали от 179% до 323% в год. Акционеры ожидали огромной прибыли при нулевых доходах…
А потом произошел технологический крах в 2000, за которым последовала 30-месячная рецессия. Однако к 2005 на рынке недвижимости назрел новый «пузырь». И причиной всему – жадность. Инвесторы хотели заполучить все больше и больше прибыли.
1929 год: Великая депрессия
«На сегодняшний день США находятся в более уязвимом положении, чем даже во времена Великой депрессии и Гражданской войны,» - утверждает Том Хартманн. Столпы демократии, которые раньше поддерживали растущий средний класс, стали коррумпированными, а страна балансирует на грани нового кризиса.»
«Сегодня США - в эпицентре экономического краха, по равнению с которым Великая депрессия может показаться детской игрой,» - предостерегает Хартманн. Политическая и экономическая системы подвергаются манипуляциям, в интересах одной части населения, за счет остальных.
Однако почему мы не ощущаем приближения краха?
Пожалуй, потому, что не прислушиваемся к предостережениям.
На протяжении 2012-2013 нас предупреждали, насколько плоха обстановка на рынке. Однако в декабре The Wall Street Journal сообщил, что после 13 лет, так называемого «потерянного десятилетия» (2000-2013) рынки вернулись в зеленую зону, с учетом корректировки на инфляцию. Инвесторы снова почувствовали «бычьи» настроения, а паника – улеглась.
Однако сегодня мы вновь обеспокоены: боимся, что 2016 станет повторением 1929, поскольку никто так и не будет готов к краху, несмотря на то, что по прогнозам его масштабы должны превзойти масштабы его предшественников.