
Начиная с весны 2014 года тысячи фальшивых блогов Живого Журнала стали массово размещать посты, продвигающие прокремлевский взгляд на мировые события, атакующие западных лидеров и восхваляющие президента России Владимира Путина. Используя собственную программу на языке Python, Лоуренс Александер смог выделить и проанализировать эти аккаунты. Глубокое погружение в метаданные поддерживающей сети твиттер-ботов смогло предоставить ему дополнительный ключ к разгадке их происхождения.
После того как моя веб-страницу с записями URL-адресов, показывающую, что твиттер-клиенты, управляющие ботами из нашей выборки, в том числе rostislav, iziaslav and pourtwi, были связаны с одним и тем же поддоменом: add1.ru.
Связи с «фабрикой троллей»
Этот адрес имеет интересную историю. В июне 2015 года в своем расследовании пророссийских «фабрик троллей» для New York Times, журналист Адриан Чен раскрылряд подозрительных твиттер-аккаунтов, публикующих посты с помощью инструмента под названием «mass post». Этот инструмент, как он обнаружил, также указывал на сайтadd1.ru, изначально зарегистрированный на петербургского IT-специалиста и программиста Михаила Бурчика. Бурчик также упоминался в документах,опубликованных Анонимным Интернационалом, как исполнительный директор Агентства интернет-исследований, предполагаемой «фабрики троллей» базирующейся в том же городе.
Информация из открытых источников раскрывает связи между Бурчиком ипрокремлевской интернет-сетью, описанной в моих предыдущих статьях для «Эхо Рунета». Записи WHOIS (протокол, позволяющий получить регистрационные данные о владельцах доменных имен) связывают его имя с не функционирующими в настоящее время сайтами worldsochi (архив) и sochiworld (архив). Никита Подгорный, SEO-эксперт,связанный с прокремлевскими сайтами и Агентством интернет-исследований, по-прежнему является членом группы в Фейсбуке, связанной с обоими сайтами.
Данные Бурчика также появляются в информации о регистрации домена (архив)onlinepetitioninua.com. Этот веб-сайт, претендующий на то, чтобы быть украинской платформой для петиций, теперь выключен и деархивирован. Его WHOIS записи неправдоподобно представляют «владельцем» сайта украинское правительство, в комплекте с маловероятным контактным адресом электронной почты[email protected] (имя пользователя: «Ukr Gov»). Таланты Бурчика по автоматизации социальных медиа (Чен обнаружил, что он действительно «молодой tech-предприниматель») усиливаются его связью с приложением time2post, страница которого ВКонтакте показывает, что Бурчик отвечает на технические запросы и размещает обновления для пользователей из своего личного профиля:

А затем был Livejournal
Даже при поверхностном изучении поведения ботов в Твиттере видно, что значительная часть их деятельности посвящена массовым ссылкам на блоги в ЖЖ. Эти твиты AlinaViatkova – типичный пример:


Эти блоги помимо прочего посвящены критике украинских властей и Европейского союза, одновременно изображая Путина благородным защитником традиционных российских ценностей. Содержание постов обычно было довольно грубым при описании украинских лидеров.
Также как и боты в Твиттере, блоги ЖЖ активно продвигали выставку «Вещдоки». Политическую ангажированность этой выставки и ее связь с Агентством интернет-исследований ранее уже удалось доказать Эху Рунета.
Комменты под каждым из постов распространялись с одних и тех же фейковых аккаунтов и либо поддерживали политический месседж поста, либо предлагали очевидно слабую и упрощенную критику, которая тут же разоблачалась другими троллями.

В ЖЖ действует система, позволяющая включать другие аккаунты в друзья, и многие из прокремлевских аккаунтов, как выяснилось, связаны в единую сеть. Используя Python, я собрал метаданные более 8700 связанных аккаунтов, начиная с нескольких юзеров и затем собирая друзей их друзей. Обратите внимание, что этот метод выявляет не все связи, поэтому реальная цифра может быть значительно больше.
В связи с тем, что в выборку могли попасть и те аккаунты, которые не имеют отношения к прокремлевской кампании, я опирался не только на наличие аккаунта в друзьях, но также использовал хронологический подход, чтобы отсеять возможные случайные аккаунты.


Получив «вычищенный» набор аккаунтов, я решил определить наиболее популярные темы постов у этих нескольких тысяч троллей. Здесь снова помог Python – я написалвторой скрипт, чтобы собрать все слова из заголовков их последних постов. Есть ли там какие-то общие политические темы?
Анализ частотности употребления слов в заголовках говорит сам за себя. Наиболее часто употребляемыми терминами (если убрать просто распространенные части речи, как например союзы) были «мнение», «Россия», «новости», «США», «Украина» и «правда». Также в число наиболее употребляемых вошли «ЕС», «политика», «Путин», «Порошенко» и некоторые термины имеющие отношения к конфликтам (см. расширенную версию интерактивного графика).
Эти термины в значительной степени совпадают с темами из методички по публикациям в блогах, обнаруженную в документах Агентства интернет-исследований, которые включают в себя Украину, ЕС, Россию и США среди приоритетных тем для организации.

В момент написания этой статьи, однако, новые посты публикуются регулярно, что дает основания полагать, что 18-месячная кампания по продвижению кремлевского контента в рунете ещё продолжается.
The Insider