В надежде на то, что я ранее называл «прекрасной нормализацией» ставок, Центральный банк выходит за рамки строгой зависимости от данных и увереннее начинает возглавлять рынки, а не следует за ними. В процессе предпочтения стратегического поведения тактическому, ФРС будет (и должна) уделять больше внимания другим институтам, отвечающим за экономическую политику. В их число входят американские политические ведомства, занимающиеся решением проблем налогообложения, торговли, рынка труда, законодательства, а также другие системообразующие центральные банки, в частности, Европейский Центральный банк и Банк Японии.
Пока мы ждем публикации протоколов Комитета по операциям на открытом рынке ФРС, логичное объяснение сегодняшнего повышения ставки и изменения политического курса представлено в заявлении, опубликованном в завершение двухдневных переговоров. Его подкрепили комментарии председателя ФРС Джанет Йеллен (Janet Yellen) на пресс-конференции, проведенной вслед за повышением ставок, и они созвучны как внутренним, так и международным факторам, определяющим экономический прогноз и баланс рисков.
Пока экономика продолжает постепенно развиваться, ФРС подчеркнул улучшение ее состояния и приветствовал дальнейшее укрепление рынка труда. На данный момент высшее руководство ФРС удовлетворил рост инфляции, стремящейся к двухпроцентному показателю в долгосрочных расчетах центрального банка. Эти внутренние факторы, кажется, сопровождаются снижением обеспокоенности в связи с потенциальными препятствиями, с которыми американская экономика может столкнуться в связи с происходящим за границей.
Вместе с тем оценки ФРС, связанные с будущим повышением ставок (которые отражаются в так называемой точечной диаграмме, обозначающей индивидуальные прогнозы членов Комитета по операциям на открытом рынке), вновь подтвердили политику «опережающей индикации» по еще двум повышениям ставок в этом году и трем в 2018. Управляющие центральным банком также отложили рассмотрение внесения любых изменений в их балансовые ведомости: это является свидетельством того, что они продолжат удерживать большое количество облигаций и ценных бумаг, обеспеченных активами.
Многое из вышеперечисленного было предсказано в недавнем обзоре рынка, поспешно приведенным в соответствие с ожиданиями, что повышение ставок, скорее всего, произойдет во время мартовской встречи Комитета по операциям на открытом рынке. Всего чуть более двух недель назад, когда вероятность повышения ставок в марте составляла всего 30%, чиновники, как казалось, сработали настолько слаженно, что утроили эти ожидания. Это произошло удивительно быстро и методично.
Несмотря на то, что данные ФРС еще не отражаются в ее экономических прогнозах и связанных с ними движениях будущих ставок, ФРС отмечает прогресс превращения триады планов развития Трампа (налоговая реформа, сокращение объема вмешательства государства в экономику и инвестиции в инфраструктуру) в надежную политику. Если администрация президента и Конгресс выполнят свои обещания, ФРС сначала сдвинет баланс рисков в сторону ухудшения ситуации, а затем ускорит сроки повышения ставок.
ФРС уже слишком давно была единственным достойным игроком на поле. К счастью, теперь у нее появилась возможность для методичной нормализации политики, но она не может беспрепятственно преодолеть этот путь в одиночестве. Центральному банку — а также американской экономике и глобальной экономике в целом — требуется, чтобы в игру вступили другие ведущие политические институты и использовали инструменты, которые лучше соответствуют стоящим перед ними задачам.