Президент Владимир Зеленский решил выходить из кризиса с помощью «Большой стройки» на 100 млрд грн в 2020 году.
Об этом пишет сегодня в Фейсбуке редактор «БизнесЦензора» Сергей Головнев.
Примерно ясно кто, но не ясно как, убедил его в том, что это будет отличным PR-ходом. Вот если сделать реальную реформу судебной и правоохранительной систем, то олигархи начнут тебя мочить на телеканалах. И страна почувствует эту реформу через 3-5 лет. А дороги уже в конце года будут видны всем, кто по ним ездит.
Интересно, что в мировой истории это уже было.
В 1932 году, когда в США бушевала «Великая депрессия», президентом стал Франклин Рузвельт. Суть кризиса в штатах состояла в том, что в стране перестали водится деньги.
Куча народу (в основном горожан) взяли деньги в кредит и отдали их брокерам, чтобы те спекулировали на фондовой бирже и давали огромный доход. Его должно было хватить брокерам, банкам на погашение кредитов и гражданам.
В результате образовался мыльный пузырь, надуваемый фиктивными компаниями, акции которых росли в цене. Хотя у компаний не было активов, продукции, технологий, допстоимости и т. д.
Когда пузырь лопнул в «черный четверг» в октябре 1929 года, наступил кризис. Как листья по осени, со своих номеров в отелях начали падать брокеры, банки (которых тогда в США было под 25 тыс.) начали лопаться. Промпредприятия закрывались. 12 млн горожан потеряли работу.
Фермерские хозяйства не могли продать свою продукцию, потому что у покупателей не было денег. Цена на с/х продукцию падала, фермеры разорялись.
Тогда Рузвельт придумал «Новый курс», который, среди прочего, включал «Большую стройку». В первую очередь – чтобы занять миллионы безработных на строительстве дорог, аэродромов, мостов.
Рузвельту нужно было «накачать спрос» – сделать так, чтобы у людей появились деньги, и они начали потреблять товары и услуги. Это влечет за собой рост цен и производство. Шестеренки экономики крутятся. Тогда «Большая стройка» была — такой себе «ключ зажигания» для экономики.
Внимание вопрос: чем ситуация в США в 1933 году отличается от ситуации в Украине в 2020 году?
1. В 30-х годах строительство инфраструктуры большей частью производилось с помощью кирки и лопаты. Действительно, многие иммигранты готовы были махать лопатой, чтобы прокормить свои семьи.
В 21 веке дороги строит техника. Аргумент о том, что «Большая стройка» ликвидирует безработицу, притянут за уши. Коллеги говорили, что зарплатный фонд в стоимости строительных подрядов составляет всего 5% (доказательство в комментах).
Да и не пойдут барбершоперы, официанты и менеджеры продаж из городов строить дороги. Скорее в Польшу поедут. Там хоть заработки больше.
2. В США 30-х Рузвельт отвязал курс доллара от золотого стандарта. В стране были свободные деньги. Не было консолидированного Пенсионного фонда. А в Украине денег нет.
К концу года нас ждет огромная бюджетная дыра. Потому что упал импорт и потребление, снизились цены на энергоресурсы. Снизилось поступление ЕСВ и НДФЛ от легальных рабочих мест. Все это может привести к тому, что дефицит Пенсионного фонда нечем будет наполнить. А негатив от невыплат пенсий – гораздо хуже, чем позитив от наличия дорог.
3. Что объединяет сегодняшнюю Украину и США 90 лет назад – так это коррупция. Тогда большая стройка закончилась посадкой десятков махинаторов. У нас вряд ли кого-то посадят, но о том, что с этой стройки хорошо «прикурят» крупнейшие подрядчики, не спорят даже ее инициаторы.
«Ну и украдут 30%, а дороги-то останутся…», — говорят они.
Усугубляет эти опасения история с ограничением пула компаний посредством ужесточения условий участия в тендерах. В результате образовался картель из десятка игроков, который освоит бОльшую часть из этих 100 млрд грн.
4. Так получилось, что от резких телодвижений в Украине обязательно выигрывают ее «зарубежные друзья» и олигархи. В данном случае, из-за резкого наращивания закупок битума для строительства дорог, хорошую маржу получат поставщики битума из Беларуси и «Укртатнафта» (УТН) Игоря Коломойского – единственный производитель битума в Украине.
И это не тот случай, когда «отечественный производитель нарастит инвестиции». УТН постоянно стремится получить «регуляторные плюшки»: пошлины на импорт из РФ, выравнивание акцизов, дешевую нефть «Укрнафты», вроде как увеличивает производство. Но каждый год УТН показывает убытки, чтобы не платить дивиденды на 40% акций, принадлежащих государству через «Нафтогаз».
Альтернатива. Уж если хочется «зажечь» экономику вливанием денег в инфраструктуру, закупите на эти деньги подвижной состав для УЗ у «Крюковского вагоностроительного завода» Приходько и общественный транспорт для городов-областников. Для этого есть пул производителей в стране: «Богдан» Гладковского, ХТЗ Ярославского, государственные Южмаш и Антонов, более мелкие частные «Электрон» во Львове, «Татра-Юг» в Одессе.
Эти деньги пойдут украинским производителям, которые купят сталь у Метинвеста Ахметова, колеса у Интерпайпа Пинчука, подшипники у УПЭК Гиршфельда. Все это запустит производственные цепочки, в которых заложены зарплаты, налоги и допстоимость, которая останется в Украине.
Но вместо этого 100 млрд грн освоят десяток компаний на импортной технике и битуме. Но кто будет ездить по этим дорогам без роста промышленности? И как из них выколупывать пенсии в конце года?