Почему премьер-министр заговорил о том, что государство не сможет выплачивать пенсии в будущем, и есть ли шанс избежать коллапса пенсионной системы, разбирался Фокус.
Выступая с лекцией перед студентами Львовской политехники, премьер Денис Шмыгаль заявил, что через 15 лет Украина не сможет выплачивать гражданам пенсии: "Нация стареет. Есть проблема с человеческим капиталом… Украина как часть Старой Европы не воссоздает свое население… Это обычная математика и экономическая демография". После чего призвал аудиторию задуматься о своей пенсии с молодого возраста.
Высказывания Шмыгаля получили широкий резонанс, о проблемах пенсионной системы заговорила вся страна. "Считаю большой заслугой премьер-министра то, что он четко сформулировал ту правду, которую подавляющее большинство политиков боится озвучить. И горячее обсуждение его слов — большое достижение. Ведь из-за "позиции страуса", которую в стране практиковали предыдущие 16 лет, проблема только обострилась", — прокомментировала слова главы Кабмина Марина Лазебна, министр социальной политики Украины.
В ожидании коллапса пенсионной системы
Сегодня пенсии в Украине выплачиваются за счет единого социального взноса (ЕСВ), то есть отчислений с зарплат работающих украинцев. Однако работающих по отношению к пенсионерам с каждым годом становится все меньше. Поэтому, чтобы продолжать платить пенсии хотя бы на нынешнем уровне, отстающем от реального прожиточного минимума, дефицит Пенсионного фонда государству приходится компенсировать за счет средств госбюджета (см. инфографику).
(Инфографика: Юрий Москаленко)
Согласно объяснениям Марии Репко, заместительницы директора Центра экономической стратегии, проблема, обострение которой премьер прогнозирует через 15 лет, заключается в демографической яме. Ведь когда родившиеся в 1970-е и 1980-е (сегодняшние 30–50-летние) выйдут на пенсию, работать будут те, кто родился в 1990-е и позднее, когда рождаемость была очень низкой.
В итоге, по прогнозам исполнительного директора Центра социально-экономических исследований CASE Украина Дмитрия Боярчука, на определенном этапе солидарная пенсия превратится в минимальное пособие по бедности, которое будет выдаваться с учетом уровня доходов и имущества получателя.
Еще одна беда пенсионной системы — теневая занятость. По разным оценкам, в стране около 45% зарплат выплачивается "в конверте", то есть без отчисления необходимого Пенсионному фонду ЕСВ. Как отмечает Олег Пендзин, исполнительный директор Экономического дискуссионного клуба, из 19 млн украинцев трудоспособного возраста ЕСВ платит только 11 млн человек, а количество пенсионеров — около 12,2 млн.
Расплачиваться за перекосы придется будущим пенсионерам. По словам Марины Лазебной, тот, за кого взносы в солидарную систему не уплачивались или платились только с минимальной зарплаты, когда большую часть доходов выдавали "в конверте", точно не сможет рассчитывать на большую пенсию.
Накопительная пенсионная система: закон не принят
Для решения пенсионной проблемы нужно либо существенно увеличивать налоговую нагрузку на работающих, что вряд ли подходит бизнесу, либо наряду с небольшой солидарной пенсией вводить обязательные индивидуальные пенсионные накопления. То есть внедрять второй уровень пенсионной системы, позволяющий работающим гражданам накапливать средства на собственную пенсию, а не только отдавать их на содержание сегодняшних пенсионеров. "Для запуска второго уровня пенсионной системы нужно сбалансировать текущую солидарную систему и ответить на вопрос, кто будет кормить современных пенсионеров в процессе запуска реформы, потому что накопления не могут тратиться на солидарные выплаты. В Украине еще никто не смог решить эту задачу, поэтому серьезно говорить о введении второго уровня пока рано", — отмечает Дмитрий Боярчук.
Чтобы запустить реформу, парламенту необходимо проголосовать за законопроект "Об общеобязательном накопительном пенсионном обеспечении" №2683. Комитет Верховной Рады по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов рекомендует принять его за основу. По мнению Лазебной, чтобы за 2021 год провести необходимую подготовку и начать собирать взносы в накопительную систему с января 2022-го, проект нужно принять в 2020 году.
На пенсии нужен ЕСВ. По разным оценкам, в стране около 45% зарплат выплачивается "в конверте" без отчисления в ПФУ единого соцвзноса
В процессе подготовки ко второму чтению этот законопроект требует серьезной доработки. В частности, в нынешней версии документа речь идет о создании государственного накопительного фонда "Пенсионного казначейства" и некого "Центрального администратора", которые будут работать по установленным для них особым правилам. В Минсоцполитики считают, что такое решение приведет к монополизации системы государством и создаст высокие коррупционные риски.
"Правила должны быть одинаковы для всех. Ведь в Украине есть резонансные примеры вывода средств из НПФ НБУ и НПФ банка "Аркада", что стало возможным, потому что законодатель позволил отдельным субъектам не задействовать все механизмы надежности, по которым работали другие фонды", — предупреждает Лазебна. То есть особый подход к субъектам системы ведет к рискам дефолта и провоцирует создание коррупционных схем.
Вместо этого и Минсоцполитики, и игроки финансового рынка рекомендуют вводить второй уровень пенсионной системы, где основой станет уже созданная инфраструктура. В нее входит Государственная налоговая служба как контролер уплаты взносов, Госказначейство, принимающее платежи, а также Пенсионный фонд Украины, который ведет персонификацию средств согласно Реестру застрахованных лиц. Также в системе могут быть частные накопительные пенсионные фонды и компании по управлению активами.
Другой спорный вопрос готовящейся реформы — размер взносов и источники их уплаты. В правительстве на старте системы предлагают отчислять на накопительную пенсию 4% от зарплаты: 2% — от работодателя за счет ЕСВ и 2% — от работника за счет НДФЛ. Тем временем законопроект №2683 предусматривает добавление 2% к ЕСВ и 1% к НДФЛ, против чего категорически выступает бизнес-сообщество.
Пенсионная система в ЕС
Система, которую на протяжении 16 лет безуспешно пытаются внедрить в Украине, работает во многих странах. "Для Европы типична трехканальная схема формирования пенсий, состоящая из обеспечивающей прожиточный минимум базовой пенсии; накоплений, которые делает за работника его работодатель, имея для этого стимулы в виде налоговых льгот; личные накопления граждан на индивидуальных пенсионных счетах", — говорит Денис Соловей, адвокат Gracers Law Firm.
В каждой стране пенсионная система имеет свои нюансы. Олег Горецкий, адвокат, управляющий партнер ЮФ "Горецкий и Партнеры", приводит пример Великобритании. Там пенсионеры могут получать как базовую пенсию от государства, так и трудовую из национальной страховой системы.
Базовую государство гарантирует в размере 20% от средней зарплаты работника. А трудовая пенсия формируется за счет взносов работника пополам с работодателем и напрямую зависит от размера выплат. Также развит рынок добровольного пенсионного страхования.
Ищем деньги. Чтобы предоставить гражданам через 20 лет хотя бы малые пенсии, нужно увеличить налоги
Немецкая пенсионная система состоит из трех уровней. Первый — солидарный. На полный размер пенсии за счет этого уровня могут рассчитывать те, кто платил взносы в течение 45 лет. Возраст выхода на пенсию составляет 65 лет и постепенно повышается до 67 лет к 2029 году.
Второй уровень в Германии представлен профессиональной накопительной пенсией, которая появилась раньше государственной. "Сегодня профессиональная пенсия охватывает около 60% работников Германии преимущественно в крупных компаниях и промышленном секторе. Такие пенсионные планы стали своего рода способом привлечения и удержания хороших работников. При этом средние и малые компании недостаточно представлены в профессиональных пенсионных системах", — рассказывает Ольга Николаева, исследовательница Киевской школы экономики.
Также в Германии большие возможности для инвестирования в программы накопительного страхования жизни, пенсионные фонды.
В развитых странах игроки рынка накопительного пенсионного страхования ворочают огромными средствами. В среднем по странам ОЭСР (35 развитых государств) активы накопительных фондов составляют около 70% от ВВП. Причем этот ресурс вкладывается в экономику, способствуя ее росту.
Проблемы и риски накопительной пенсионной системы
Конечно, не во всех странах удается наладить гармонично работающий механизм всех уровней пенсионной системы. Как отмечает Олег Горецкий, с конца ХХ века свои пенсионные системы приватизировали (то есть ввели второй уровень) 30 стран мира (Венгрия, Казахстан, Польша, Латвия, Болгария, Хорватия, Эстония, Румыния и др.), 18 из них уже отменили это решение по разным причинам. "Есть случаи, когда государства сами "запускали руки" в пенсионные накопления второго уровня, как это произошло в РФ, Казахстане и частично — в Польше и Венгрии, и совершенно непонятно, почему вдруг Украина имеет шансы стать счастливым исключением", — продолжает Мария Репко.
Например, Польша ввела трехуровневую пенсионную систему в 1999 году. "Второй уровень был представлен обязательными индивидуальными счетами, которые управлялись открытыми пенсионными фондами. Но в 2011 году польское правительство законодательно уменьшило взносы в открытые пенсионные фонды с 7,3% до 2,3%, перераспределило средства в пользу солидарной системы и забрало около половины накопленных активов. После этого участие в открытых пенсионных фондах стало добровольным", — уточняет Ольга Николаева.
Егор Киян, эксперт по экономическим вопросам Международного центра перспективных исследований, приводит пример Чили, где работодатели не платили пенсионные взносы за сотрудников, а граждане должны были сами копить на пенсию: ежемесячно откладывать десятину со своего дохода на счета частных компаний через агентов частных пенсионных фондов. Со временем чилийцы столкнулись с проблемой нехватки этих сбережений при выходе на пенсию, из-за чего государству пришлось ввести минимальную пенсию для 1,3 млн человек.
"В слабых экономиках накопительная система не работает, так как деньги за период до выхода плательщика на пенсию успевают сильно обесцениться", — дополняет Олег Пендзин. Собеседник Фокуса напоминает, что с момента введения гривни в 1996 году она обесценилась почти в 20 раз, и никакие финансовые инструменты не смогли бы компенсировать такие потери. Разве что речь идет о возможности привязать накопления к иностранной валюте, и существующее законодательство позволяет это делать для страхования жизни.
Еще одна проблема, которая осложняет работу НПФ как в рамках второго, так и третьего уровня, — неразвитость украинского финансового рынка, где, кроме государственных облигаций (ОВГЗ) и банковских депозитов, больше нет надежных способов вложить средства участников системы пенсионного накопления. "Система не будет эффективной, если не будет работать рынок ценных бумаг. Ведь деньги лягут мертвым грузом и не принесут ожидаемого дохода", — предупреждает Егор Киян.