«Дом Христа в Назарете был найден?» – так озаглавил свою статью в свежем номере научного журнала Biblical Archaeological Review британский археолог профессор Кен Дарк (Professor Ken Dark) из университета Рединга (Reading University). Он и его коллеги 9 лет вели исследования на месте раскопок в Назарете – в городке, в котором, по преданиям, родился Иисус Христос. И теперь утверждают: обнаруженные тут руины остались от дома, в котором Спаситель провел свое детство.
Ученые датировали постройку I веком нашей эры – в то время в Назарете было не более 50 домов. Жилище вырублено в известковом холме, имеет несколько смежных комнат. В нем сохранился один дверной проем. Рядом с домом – по бокам от него – расположены две гробницы. Археологи раскопали и предметы утвари, изготовленные из известняка – камня, считавшегося у евреев чистым.
Во-вторых, дом в точности попадает под описание, сделанное византийцами еще в глубокой древности – в 670 году нашей эры. И наконец, над домом и гробницами была возведена церковь. Неспроста, наверное. Стало быть, место это было о весьма почитаемо. Руины церкви тоже нашлись.
Первые – предварительные – раскопки начались тут еще в 1880 году. Продолжились в 1936. Но настоящие исследования стартовали лишь в 2006 году. И вот 2015 год, похоже, принес сенсационные результаты.
На звание «дома Иисуса» претендует, кстати, еще одно жилище, обнаруженное неподалеку от обследованного Дарком. В 2009 году его раскопала группа израильских археологов под руководством Ярденны Александр из Управления древностей Израиля. В доме было две комнаты, внутренний дворик с цистерной для сбора дождевой воды, и обширный погреб. Строение тоже отнесли к I веку нашей эры. И объявляя о его находке, намекнули, что речь идет скорее всего о доме Спасителя.
Прямых доказательств на то, в каком именно доме – Александровском или Дарковском – была «прописана» семья Иисуса, конечно нет. Но косвенные – больше свидетельствуют в пользу второго.
КСТАТИ
Что известно о детстве Иисуса?
- О детстве Иисуса известно немногое, – сообщил Дарк. – Считается, что он прилежно изучал Священное писание и проявлял способности к плотническому делу.
Действительно, в канонических евангелиях информация весьма скудная: родился, был спрятан от царя Ирода, устроившего избиение младенцев, крестился… Далее – уже о деяниях в зрелом возрасте.
Существуют, конечно, апокрифические евангелия, повествующие о мальчике-Христе. Например, «Евангелие детства» (от Фомы) и «Арабское евангелие детства». Но эти сочинения не считаются заслуживающими доверия.
Тексты «детских» апокрифов представляют из себя сборники баек, отвергнутых церковью. Возможно, от того, что Иисус в некоторых предстает не слишком добрым.
Вот что, к примеру, наплел Фома о пятилетнем Иисусе:
«После этого Он (Иисус) снова шел через поселение, и мальчик подбежал и толкнул Его в плечо. Иисус рассердился и сказал ему: ты никуда не пойдешь дальше, и ребенок тотчас упал и умер. А те, кто видел произошедшее, говорили: кто породил такого ребенка, что каждое слово Его вершится в деяние. И родители умершего ребенка пришли к Иосифу и корили его, говоря: Раз у тебя такой сын, ты не можешь жить с нами или научи Его благословлять, а не проклинать, ибо дети наши гибнут…
…И Иосиф позвал мальчика и бранил Его, говоря, зачем Ты делаешь то, из-за чего люди страдают и возненавидят нас и будут преследовать нас? И Иисус сказал: Я знаю, ты говоришь не свои слова, но ради тебя Я буду молчать, но они должны понести наказание. И тотчас обвинявшие Его ослепли. А видевшие то были сильно испуганы и смущены и говорили о Нем: каждое слово, которое Он произносит, доброе или злое, есть деяние и становится чудом.»