Александр Лаврин, писатель, историк, антрополог:
— Каким образом душа образуется и воспитывается? И если есть душа как отдельная, независимая от материального тела субстанция, как появляются новые души? Подсчитано, что до нас на Земле жили около 120-140 млрд людей. Где теперь их души? Вопросов много, и далеко не на все из них у учёных есть ответы.
Если бы душа была некой независимой, автономной первоосновой, то культурно-генетические коды у всех были бы одинаковыми. Но это не так. Люди ведут себя и воспринимают мир совершенно по-разному.
Очень похоже, что душа формируется в процессе развития человеческого организма. Когда ребёнок рождается, у него действуют лишь условные рефлексы: тёплое материнское молоко, сознание того, что тебя взяли на руки, мокрый ты или нет. И только спустя какое-то время включается и начинает работать система социального взаимодействия с родителями. Душа, как и сознание, развивается от рождения человека и до смерти.
Но где она находится, в каком месте человеческого тела? По-видимому, не в сердце, лёгких, печени — а в мозге. Вспомните фантастический роман Беляева «Голова профессора Доуэля». Душа привязана к сознанию человека.
По-видимому, душа — соединение суммы знаний, социокультурных кодов и чувств. А чувства — это и есть мистическая составляющая человека. Они зачастую необъяснимы и не поддаются логике. Это что-то иррациональное, идущее из недоступного нам подсознания.
Откуда в нас берутся так называемые движения и порывы души? Зачем мы вдруг делаем шаг, хороший или плохой, которого от нас никто не ожидал, совершаем то, что нам делать невыгодно и даже идёт вразрез с самыми мощными из инстинктов — инстинктами самосохранения и выживания?
Не счесть примеров, когда человек даже перед лицом смерти, в ситуации очень большого риска и, главное, неожиданно для себя самого вдруг импульсивно идёт на помощь, совершает подвиг ради чужих людей. Может быть, иррациональность нашего поведения — это и есть душа?