По сути, в новом законе попытались реализовать европейские нормы, но сделали их более лояльными к пиратам, пишет UBR.ua. Так, при выявлении нелегального контента, на размещение которого правообладатель письменно не дал "добро", его адвокат будет уведомлять собственника веб-сайта и параллельно поставщика услуг технического хранения (хостинга) о нарушении, требуя ограничение доступа к контенту.
Максимум в течении двух суток доступ к материалам (фильм, ролик, музыкальное произведение) должен быть ограничен.
Если реакции веб-сайта не будет, то поставщик технических услуг должен блокировать сам контент, а если это сделать не получится — то всю страницу с контентом. Дальнейшие выяснения и оспаривание действий переводится в суды.
"В Европе жестче — контент снимают сразу после обращения правообладателя. А на случай оспаривания таких действий правообладатель сразу подтверждает свое участие в возможных судебных процессах. Двое суток — это большой срок для интернета", — уточнил директор Ассоциации музыкальной индустрии Игнат Бережной.
"Контент должен быть снят максимально быстро, потому что он интересен 3-4 недели. Потом его актуальность теряется. Любые более затянутые во времени механизмы не помогут вернуть инвестиции", — дополнил его заместитель генерального директора StarLightMedia Анатолий Максимчук.
В Украине от практики моментального ограничения контента только по заявлению правообладателя отказались, чтобы у веб-сайтов, провайдеров и хостингов не было неприятностей из-за интернет-троллей, которые могут завалить легальные сайты лже-притязаниями на авторство. Боязнь столкнуться с тысячами фальшивых уведомлений и судебными исками из-за необоснованного блокирования контента была одним из "официальных" аргументов представителей интернет-индустрии.
Сработает ли этот механизм, покажет время. Но эксперты считают, что обойти его можно. "Просматриваются очень интересные инструменты, которыми могут воспользоваться так называемые интернет-тролли и недобросовестные конкуренты", — подчеркнула патентный поверенный и директор компании IPStyle Мария Ортинская.
Прецедент
В отечественной практике уже был прецедент трехлетней давности, когда начали активно проверять сайты-пираты. Тогда те спокойно перекочевали за границу. "У таких сайтов есть зеркала (точные копии других сайтов). Когда были облавы при Януковиче, то они просто перекочевали на сервера за рубежом. Думаю, что все запасные площадки они оставили и могут перейти на них в любой момент", — отметил Денис Масликов.
Остаются еще торренты. И хотя сегодня их популярность падает из-за усложненной и длительной процедуры закачки контента, полностью исключить возврат интереса к ним нельзя. Особенно если актуальный контент спрячут от рынка или введут оплату за просмотры.
От того, приспособятся ли пираты к новым правилам, зависит конечный результат: защитят ли права авторов контента, поднимутся ли и на сколько расценки для рекламодателей в интернете; что в результате получит конечный потребитель.
Как уверяют разработчики закона, для предпочитающих интернет-просмотры украинцев все останется по-прежнему.
Как и сегодня, будут сайты:
работающие по абонентской плате (месячной, декадной, годовой);
продающие контент как интернет-магазины, чья ценовая политика пока достаточно лояльна (оформить подписку можно за 50-200 грн, приобрести единичный контент — и за несколько гривен и за 100-200 грн);
предоставляющие бесплатный контент обмен на обязательный просмотр рекламы.
"Даже если останутся только легальные сайты, то они не будут вводить оплату за просмотр. Рынок ориентирован на потребителя. Да, можно закрутить гайки, сделать все платно и взвинтить цены, но кто будет все это смотреть если денег у людей нет", — резюмировал Анатолий Максимчук.
Немного статистики
По приблизительным данным, количество просмотров нелегального контента в Украине в 2015 году составило 10,3 млрд заходов (67% общего количества), а доля легальных — только 5 млрд (33%).
Только из-за того, что украинцы посещают кинотеатры в 2-7 раз реже, чем поляки или американцы, и в 10-20 раз больше просматривают фильмы на пиратских сайтах, а не на премьерах, кинопрокатчики, кино и теле-производство недополучают миллионы гривен. В качестве примера эксперты приводят фильм "8 лучших свиданий"