Второй президент Украины Леонид Кучма считает, что во времена, когда он был главой государства, стратегически недооценил две важные вещи.
Политик выделил именно их, уточнив, что в целом ошибок было допущено немало, ведь многое власти независимой Украины делали впервые, не имея опыта.
Об этом Кучма рассказал в интервью "УП". Издание уточняет, что хотело побеседовать о прошлом, настоящем и будущем Украины со всеми президентами (кроме Януковича), но Леонид Кравчук не смог ответить на вопросы по состоянию здоровья, а в Офисе президента ответили, что такой формат их не заинтересовал.
- За десять лет ошибок было немало. Мы же все делали впервые, создавая государство. Причем украинская экономика была лишь осколком единого хозяйственного комплекса СССР. И действовать нам приходилось в ситуации острейшего кризиса, самого глубокого падения. Но справились, страна поднялась. Поэтому, надеюсь, эти ошибки фатальными не оказались, - говорит второй президент Украины.
Если же брать не конкретные поступки и решения, а "стратегический план", то были две важные вещи, которые Кучма недооценил и признает это.
- Первая - это "нашпигованность" нашего политикума остатками московской агентуры - и прямых "гэбистов", и агентов влияния. Я даже представить не мог, сколько "закладок" (и в прямом, и в переносном смысле) оставила здесь на высоком уровне эта структура. Знал бы - действовал бы иначе, - отмечает Леонид Данилович.
Вторым недооцененным им явлением экс-президент называет потенциал украинского гражданского общества.
- Оно (общество, - прим. авт.) уже давно опережает власть, доказывая это в самые острые моменты современной истории, но впервые я почувствовал эту зрелость и эту энергию в дни Майдана, - вспоминает Кучма.
Экс-президент напомнил также, что за власть он не цеплялся, свою зависимость от нее не чувствовал и любой ценой сохранить не хотел - "это точно не про меня".
- В свое время Конституционный суд разрешил мне баллотироваться на третий срок. Но я ни секунды не рассматривал такую возможность. Возвращение к "нормальной жизни" было не каким-то испытанием, а огромным облегчением. И для меня, и - что еще важнее - для семьи, для моих близких, - заметил политик.
Второй президент Украины резюмирует: ему будет достаточно, если о нем в будущих учебниках по истории "напишут правду".
- Мне нечего стыдиться. А что из того, что сделал я, действительно важно, что выдержит проверку временем - через сто лет и поймем, - надеется Леонид Кучма.