Примерно полвека назад один американец издал весьма любопытную карту, на которой был изображен остров Флорида вместе с прилегающими к нему островами. Вся поверхность карты разрисована пистолетами, черепами, позорными трубами и саблями. Кроме того, на нее нанесены и имена самых известных в мире пиратов. А если хорошо присмотреться, то можно увидеть еще и маленькие крестики, в общей сложности – до двух десятков.
В описании к карте говорится о том, что на ней указаны места самых богаты кладов, которые были спрятаны и потеряны пиратами. Сокровища, говорится также, на данный момент оцениваются в сотни миллионов долларов. Крестиками обозначены места, где расположены клады на суше и на морском дне, а также указано, кто именно из пиратов спрятал сокровища в том или ином месте.
Стоимость этой необычной карты – всего один доллар, и предназначена она, в основном, для туристов. Судить о том, насколько точна эта карта, не имеет смысла, к тому же, вряд ли в действительности по ней можно найти настоящий клад. Однако то, что на морском и океанском дне покоятся несметные сокровища – правда.
Самой богатой морской сокровищницей по праву принято считать бассейн Карибского моря. В XVI столетии американские завоеватели везли по этому морскому пути сокровища в Европу. Но там на испанские галеоны, тяжело груженные злотом и драгоценностями, ждали пираты. В то же время необходимо отметить, что в руки пиратов попадало сравнительно небольшое количество этих богатств гораздо больше уходило ко дну вместе с разбитыми во время атак или попавшими в шторм кораблями. По приблизительным оценкам, только в Атлантическом океане за несколько веков затонуло около ста тысяч кораблей, груз которых оценивается в сотни триллионов долларов.
Украшения из драгоценных камней, слитки серебра и золота, монеты – все это попало на дно вместе с потопленными или потерпевшими крушение кораблями. А подобных случаев было очень много.
Так, в частности, в 1595 году недалек от Флориды затонул испанский корабль «Санта-Маргарита», в трюмах которого находилось драгоценностей на сумму более восьми миллионов долларов. В 1598 году в Карибском море пошел ко дну корабль «Сан-Фердинандо», на борту которого было драгоценностей на двадцать миллионов долларов.
В 1628 году во Флоридском проливе разбушевался сильнейший ураган, который потопил 11 испанских галеонов, которые везли несметные богатства в Европу. Золото, которое перевозили эти корабли, оценивается в один миллиард двести миллионов песет.
В 1716 году ко дну пошли сорок два корабля из Голландии, которые попали в сильный шторм в Столовом заливе. При этом ко дну пошел и груз, стоимость которого превышала 460 миллионов гульденов.
Подобный перечень катастроф можно продолжать очень долго. Погибая в морских пучинах, английские, французские и американские корабли уносили с собой золото, платину, серебро, драгоценные камни.
Нужно отметить, что и попыток отвоевать у воды похищенные сокровища было предостаточно. Однако в большинстве случаев эти попытки были неудачными, а порой и трагичными. Деньги, которые тратились на поиски кладов, как правило, не окупались. Вместе с тем, можно вспомнить и счастливые случаи, когда искателям приключений все же удавалось поднять на поверхность сокровища, которые казались утраченными навсегда.
Так, в 1917 году у побережья Северной Ирландии английский военный корабль «Лаурентик» подорвался на немецкой мине и пошел ко дну. На борту его было более трех тысяч золотых слитков весом 43 тонны. Это была плата Канаде за военные поставки. Никогда еще в истории мореплавания не был случая, чтобы ко дну пошло в один момент столько золота. Затонул корабль на глубине примерно 40 метров, а от поверхности воды до палубы корабля было всего около 18 метров. Английское правительство практически сразу же организовало спасательные работы, которые поручили Гайбону Дамэнту, опытному водолазу, который прославился своими спусками на большие глубины.
Сначала все указывало на то, что спасательная операция должна бать успешной. Однако в действительности оказалось, что спасение сокровищ с «Лаурентика» — дело крайне опасное и сложное. Водолазам с огромным трудом, при помощи взрывчатки, удалось пробиться в бронированную кладовую в которой хранилось золото, и извлечь небольшую часть слитков на поверхность.
Ввиду плохой погоды спасательные работы пришлось остановить на некоторое время. Когда же спустя неделю водолазы возобновили их и вернулись к кораблю, их изумлению не было предела – кладовая с золотом оказалась совершенно пустой. Водолазы обшарили руками все уголки помещения, но никаких слитков им обнаружить так и не удалось.
Как было установлено позже, удары волн разбушевавшегося моря были настолько сильными, что доходили до затонувшего корабля, в результате чего его корпус сильно деформировался, швы разошлись, и золотые слитки провалились в трюм где смешались с илом песком, камнями и различными обломками. Водолазы были вынуждены вновь использовать взрывчатку. Наносы песка они размывали струями воды, которая подавалась по шлангам сверху. А корпус корабля они разрезали на куски.
Таким образом, за семь лет тяжелой работы, к 1924 году, на поверхность удалось поднять 2186 слитков золота. Для этого водолазы спускались на дно моря пять тысяч раз. Но 25 золотых слитков так и остались под водой.
Еще один показательный пример – спасение драгоценностей, которые затонули вместе с английским пароходом «Иджипт».
В мае 1922 года большой пассажирский корабль в тумане столкнулся с французским судном, и за двадцать минут пошел ко дну. Столкновение произошло в глубоководном районе, в Атлантическом океане, где глубина достигает 120 метров. Для водолазной техники того времени это была просто огромная глубина. Но несмотря на это, было принято решение начать спасательные работы.
К затонувшему судну водолазы спускались в специальной камере, через иллюминаторы которой осматривали корабль и руководили работами. При помощи специальных лебедок и захватов драгоценности поднимались на вспомогательное судно. Операция длилась шесть лет на нее было потрачено более миллиона долларов. Но все эти расходы окупились, ведь на поверхность удалось поднять 865 золотых слитков, 80 тысяч золотых монет и 6 тонн серебра.
В прошлом столетии самые крупные сокровища обнаружили американские охотники за приключениями Мел Фишер, Барии Клиффорд, Берт Уэбер и Джим Хаскинс.
Самым известным и удачливым из них был Мел Фишер. Именно ему удалось обнаружить летом 1985 года сокровища испанского корабля «Аточа», который затонул при шторме в 1622 году около побережья Флориды. Он поднял со дна моря более 1100 серебряных, 200 золотых слитков (каждый из которых весил порядка 15-37 килограммов), а также ювелирные украшения – золотые цепи, кольца изумрудные броши, кулоны, а также очень красивый крест, украшенный изумрудами. Помимо драгоценностей он обнаружил и целый арсенал оружия семнадцатого столетия. Этот клад в общей сложности был оценен в 400 миллионов американских долларов.
Барри Клиффорд прославился поисками пиратской галеры «Уайда», севшей на мель в 1717 году и затонувшей с нескольких сотнях метров от побережья Флориды. О сокровищах пиратского корабля ходили настоящие легенды: до того, как потерпеть крушение, пираты успели ограбить до полусотни кораблей. В общей сложности этот клад также был оценен в 400 миллионов долларов. Только золотого песка на галере было примерно 4,5 тонны. Поиски были проведены в 1984 году, по приблизительным оценкам, стоимость поднятых на поверхность сокровищ составила 15 миллионов долларов.
Джим Хаскинс и Берт Уэббер прославились другим, не менее крупным «уловом». Им удалось обнаружить в 1977 году останки испанского галеона «Нуэстра сеньора де ля Консепсьон», который затонул у берегов Гаити в 1641 году. На поверхность удалось поднять 32 тонны серебра в монетах и слитках, а также антикварную фарфоровую посуду, золотые украшения. Клад был оценен в 14 миллионов долларов.
Но самый большой клад удалось обнаружить в мае 2007 года. Компания «Одиссей», которая специализируется на поисках морских сокровищ, заявила о том, что ее специалистам удалось обнаружить порядка 500 тысяч серебряных и злотых монет, однако при этом отказалась назвать корабль, на котором эти богатства находились.
После проведенного расследования удалось выяснить, что сокровища обнаружили на том месте, где затонул испанский галеон «Нуэстра сеньора де ля Мерседес», который в октябре 1804 года был атакован английскими судами на пути из Перу в Испанию недалеко об берегов Португалии. Стоимость клада была оценена в 370 миллионов евро.
Еще один клад был обнаружен зимой 2009 года. Одно из интернет-изданий сообщило о том, что у побережья Гайаны было обнаружено судно с алмазами, платиной и золотом, которое было потоплено в годы Второй мировой войны немецкой подводной лодкой. Как сообщалось, корабль вышел из одного из портов Европы и следовал в США, а перевозимые им ценности предназначались для оплаты ленд-лиза.
А в июле того же, 2009 года, немецкие кладоискатели сообщили о том, что нашли останки британского пиратского судна «Форбс», на котором оказалось около 1,5 тонны драгоценных камней, серебряных монет, фарфора династии Мин, огнестрельного оружия и золотых украшений. Корабль затонул в 1806 году у побережья Калимантана. Стоимость только серебряных монет была оценена в 10 миллионов долларов.
Но не стоит думать, что искателям кладов всегда везет. Годы опасного, изнурительного труда, а также огромные деньги, затраченные на поиски сокровищ, порой были совершенно безуспешными, иногда удавалось найти всего несколько монет. Немало случаев, и когда водолазы платили собственным здоровьем за попытки поднять с морского дна клад. Так, к примеру, случилось с водолазом Ламбертом. В конце девятнадцатого столетия он решил взяться за поиски золота с затонувшего в 1885 году у побережья Канарских островов парохода «Альфонсо XII». Судно находилось на глубине порядка полусотни метров. В то время на такую глубину решались опускаться только самые отчаянные, выносливые и опытные водолазы. Ламберт взорвал при помощи динамита три этажа корабля, три палубы и достиг судовой кладовой, где находились ящики с золотом. Семь из них водолаз поднял на поверхность. Но за это он очень дорого заплатил: его парализовало, и он на всю жизнь остался инвалидом.
В настоящее время, для обеспечения охраны подводного культурного наследия, ЮНЕСКО приняла концепцию по защите подводного культурного наследия (2 ноября 2001 года). Это международный договор, который запрещает коммерческое использование обнаруженных сокровищ. Это своего рода ответ на разрушение и разграбление культурного наследия, которое с каждым годом приобретает все больший размах.