Цены на нефть бьют все анти-рекорды. На прошлой неделе нефть опускалась ниже $42 за баррель, а ведь всего год назад стоила $100. Тем не менее, многие считают, что цены могут опуститься еще ниже. Известный финансист Дэвид Коток говорит: «Нет никаких доказательств того, что мы достигли дна. Сейчас можно увидеть нефть по $15 или $20 за баррель».
Падение котировок до $15 за баррель стало бы огромным шоком. Нефть не стоила столько с 1999 года.
Мнение Котока по экономическим и финансовым вопросам считается крайне авторитетным. 72-летний основатель Cumberland Advisors управляет более, чем $ 2 млрд и раз в год устраивает «выезд на рыбалку», который одновременно является экономическим саммитом. Это событие, известное как «Camp Kotok» — «Лагерь Коток» — каждое лето заставляет лидеров в области финансов съезжаться в штат Мэн.
Коток, в число клиентов которого входит бывший губернатор Нью-Джерси Томас Кин, заявляет: «Я старый солдат, я помню времена, когда баррель нефти стоил $3».
Сейчас нефть торгуется около своих 6-летних минимумов.
Основная проблема состоит в том, что в мире по-прежнему переизбыток нефти — особенно с учетом замедления темпов экономического роста Китая. Энергетический бум в США, который начался в прошлом десятилетии, привел к профициту. ОПЕК, во главе с Саудовской Аравией, не желает сокращать производство для того, чтобы вернуть рынку равновесие.
Весьма вероятно, что соглашение по ядерной программе Ирана только усугубит проблемы перепроизводства. Если договоренность будет достигнута, ослабление санкций позволит стране в разы увеличить экспорт нефти. Это может спровоцировать негативную реакцию со стороны Саудовской Аравии, давнего соперника Ирана в регионе. Коток говорит:
«Главное оружие Саудовской Аравии — низкие цены на нефть при максимальном объеме продаж. У них достаточно финансовых запасов, чтобы держаться годы».
С другой стороны, Иран обладает куда меньшим финансовым запасом прочности и нуждается в более высоких ценах, чтобы обеспечивать прибыль. Коток утверждает:
«Удерживая низкие цены на нефть, Саудовская Аравия не дают шанса заработать Ирану, находящемуся по ту сторону Персидского залива. Это нефтяная война». Некоторые марки уже сейчас стоят около $20. К примеру, канадская тяжелая нефть WCS, плохо поддающаяся очистке, уже сейчас торгуется на уровне около $20. Кроме того, сезонные факторы также могут повлиять на котировки. В конце летнего автомобильного сезона спрос на энергоносители имеет тенденцию сокращаться, а это снижает цены.
В отличие от таких финансистов, как Дэвид Айнхорн и Карл Айкан, Коток рекомендует продавать нефтяные акции с тех самых пор, как нефть находилась на уровне $100 за баррель. Фонд XLE Energy Select SPDR ETF потерял за прошедший год около четверти своей капитализации.Коток говорит:
«Да, время вкладываться в энергетический сектор, несомненно, настанет. Но пока до этого далеко».