Проблема в дефляции и огромных долгах китайской экономики. Общий социальный долг составляет около 300%, а, возможно, и 350%, если учитывать внешний долг. Поэтому положение очень серьезно.
Китайцы слишком долго не обращали на это внимания. Жесткая посадка экономики КНР практически неизбежна.
Ключевая проблема – дефляция. Это условие, к которому мы не привыкли; никто из нас не жил в период дефляции – в последний раз мы переживали подобное в 1930-х. Я тогда уже родился, но рынками еще не занимался, разумеется. Мы не знаем, как справляться с такой ситуацией, но теперь нам придется учиться.
Жесткая посадка Китая уже происходит – я не предсказываю ее, по сути, я ее наблюдаю. Но КНР может с ней справиться: у нее есть ресурсы, большая свобода маневра, чем у других стран, поскольку у нее есть три триллиона резервов и так далее.
Но проблема в том, что Китай, по сути, передаст свои проблемы остальному миру. Даже если это не удастся, они могут спокойно позволить себе идти неверным курсом года два-три. Но эффект, который случившееся окажет на остальной мир (под «эффектом» я имею в виду дефляцию), будет значителен.
Тяжелым будет 2017 год, когда подойдет срок выплаты большого количества долгов.
Есть три причины дефляции – Китай, падение цен на нефть и конкурентная девальвация. Сегодня все эти три причины имеют место.
Также в очень слабой позиции сейчас находится Россия. У нее, как и у Китая, достаточно резервов, чтобы продержаться еще пару лет.
Тяжелым станет 2017 год, когда подойдет срок выплаты большого количества долгов. Поэтому им нужно что-то делать, и частично они действительно действуют – бюджетные расходы придется урезать.
И это нарушает общественный договор, который сделал Путина столь популярным: финансовая стабильность и медленно, но постоянно повышающиеся условия жизни. Сейчас этот договор нарушается, и Путину придется что-нибудь делать. Его позиция слаба, поэтому он ввязывается в авантюры и рискует. Именно поэтому он вторгся в Сирию, надеясь, что это улучшит положение.
Соответственно, в будущем нам придется столкнуться с неизбежным крахом российской экономики – но в то же время мы уже наблюдаем и постепенный коллапс ЕС.